Проводим набор на практический курс из 10-ти занятий «Тишина ума и радость сердца» на основе творчества и медитаций Шри Чинмоя

Темы курса:

  1. «Путь сердца: будь как ребенок»
  2. «Тишина и покой ума»
  3. «Божественное предназначение жизни»
  4. «Карма. Прощение. Защита»
  5. «Счастье. Покой. Восторг»
  6. «Бросая вызов невозможности»
  7. «Превосхождение животных качеств: агрессия, страх, инертность»
  8. «Наибыстрейшая скорость на пути йоги: очищение витала»
  9. «Роль Гуру и роль ученика»
  10. «Освобождение от эго»

В конце наших ознакомительных тренингов и семинаров ведущий предложит вам записаться на 10-дневный курс занятий по медитации, а также вы получите первые обучающие материалы. Мы записываем на курс после живой встречи на мероприятии, чтобы участники курса получили практический опыт медитации в группе и пришли на курс уже подготовленными (а также немного знакомые друг с другом :).

Чтобы задать интересующие вас вопросы по поводу курса по медитации, звоните 050-777-82-61, 097-048-43-82.

Желающим узнать больше и подготовиться перед курсом предлагаем (на выбор):

Попробуйте развивать воображение и медитировать под музыку:

Музыка и образы для медитации

Полистайте книги:

«Медитация»

«Мир медитации»

«Сердце ребенка и мечты ребенка»

«За пределы внутрь: философия внутренней жизни»

Послушайте аудиокниги (на русском и английском).

Детальнее о 10-дневном курсе по медитации

Для кого предназначены эти занятия?

Для тех, кто ищет перемен в жизни; кто искренне хочет научиться медитировать и готов посвятить этой цели 10 вечеров в течении месяца; для тех, кто хочет добавить медитацию в ежедневное расписание, чтобы повысить качество своей жизни.

Что это дает?

Медитируя, вы обретаете ясность, способность различать, большую свободу внутренних реакций, склонность к более здоровым и осознанным решениям в жизни. Если все это вам интересно – будем очень рады видеть вас в нашей школе медитации.

Сколько это стоит?

Занятия проводятся бесплатно. Единственная «плата» — это ваша регулярность и пунктуальность. Вы почувствуете реальный эффект, если будете посещать все занятия (2 раза в неделю по вечерам), а также если будете практиковать дома то, что мы будем изучать в группе.

А что будет после окончания 10-дневного курса?

После окончания курса мы предлагаем вам практиковать все изученное в своей каждодневной жизни и наслаждаться тем, как жизнь делается проще и радостнее. Для тех из учеников, кто захочет продолжения, будет предложен продвинутый курс. Он длится 3 месяца, занятия также проходят бесплатно, 2 раза в неделю. Для участия в нем требуется знание и в некоторой степени применение на практике материала вводного 10-дневного курса.

Краткое содержание 10-дневного курса по медитации:

Занятие первое «Путь сердца: будь как ребенок»

Простота, открытость, доверие, чистота – это те качества, которые дают максимальную скорость в духовной жизни и устраняют ненужные препятствия: страх, неуверенность и сомнения.

Позитивные качества делают медитацию простой и доступной. Обладая качествами сердца, научиться медитировать может каждый.

Когда мы слышим и читаем в книгах по йоге: «живи в сердце», «будь как ребенок» — что это значит? Иногда это неверно понимается, как необходимость быть наивным или вести себя ребячески… На самом деле, это наставление предназначено для практики внутри себя: чтобы приблизиться к истине и понять ее, важно идти к ней через сердце – смотреть на мир с чистотой, простотой, нежностью, ясностью – чтобы сделаться восприимчивыми для света и мудрости.

В программе первого занятия:

  • Упражнения для развития качеств сердца.
  • Медитация на образы, связанные с духовным сердцем.
  • Пение мантр «Usha bala elo», «Your heart is as beautiful…»


Выдержки из книги Шри Чинмоя «За пределы внутрь» на тему первого занятия:

***

Сердце знает, как отождествлять себя с Высшим, с самым далеким, самым сокровенным. Что касается ума, это не так. Ум пытается отождествить себя с объектом, человеком, чем-то ограниченным. Но такое отождествление не является чистым или полным. Когда ум пытается отождествиться, он смотрит на объект взором нерешительности, если не подозрительности. Но когда сердце хочет отождествиться с чем-то или с кем-то, оно предпочитает чувство любви и единства. Если сердце хочет посмотреть на что-то, оно смотрит на это открыто. Если ум хочет посмотреть на что-то, он склонен медлить и разделять. Сердце упрощает, ум усложняет. Ум неосознанно получает наслаждение от того, что сложно и запутанно, а сердце находит радость в простом.

***

В повседневной жизни мы пользуемся связанным землей физическим умом, который постоянно противоречит сам себе. К сожалению, мы редко используем сердце, которое сама любовь, само сочувствие, сама забота, сама чистота, сама гармония, само единство.

***

Мы владельцы двух комнат. Первая известна как комната-сердце, вторая — как комната-ум. Сейчас комната-ум мрачна, неосвещена, нечиста и не желает открываться свету. Поэтому нам следует оставаться в комнате-сердце, комнате света, как можно дольше. Когда мы почувствуем, что все наше существо наполнилось в этой комнате внутренним светом, тогда мы можем войти в комнату-ум и осветить ее.

Занятие второе «Тишина и покой ума»

Целью практики йоги является обрести единство со своей душой. Душа – это не только нечто запредельное или мистическое, но и самое самое реальное из всего, что существует. Намного реальнее наших мыслей, страхов, сомнений, обид… Почему мы не чувствуем себя душой, если она реальна? Потому что сами живем в иллюзиях и выдумках ума.

Творец снабдил нас инструментом, отвечающим за контакт только с тем, что реально – и это наше духовное сердце (анахата-чакра, которую можно чувствовать во время медитации в центре груди). Анахата-чакра безмолвно поддерживает контакт с настоящим моментом, в то время как ум снова и снова уводит нас от реальности в сторону мыслей, воспоминаний и планов. Сердце воспринимает бытие здесь и сейчас, потому оно счастливо и спокойно. Сердце любит То, что Есть. Ум томится по тому, чего нет…

Познать душу – «то, что реально» – можно именно в духовном сердце, и для этого нужно, чтобы ум был спокойным и тихим. Это вполне возможно, и в йоге есть целый набор средств для успокоения ума. Давайте будем практиковать тишину ума, чтобы почувствовать и осознать то, что реально и несет радость и освобождение.

В программе второго занятия:

  • Упражнения для освоения тишины ума.
  • Медитация на образы, связанные с тишиной, покоем и простором.
  • Пение мантры «Amrita»


Выдержки из книги Шри Чинмоя «Медитация» на тему второго занятия:

***

Не имеет значения, каков ваш подход к медитации, первая и самая главная задача в том, чтобы стараться сделать ум тихим и спокойным. Если ум постоянно скитается, если все время он является жертвой беспощадных мыслей, вы не совершите никакого прогресса. Ум нужно сделать тихим и спокойным, так чтобы вы могли полностью осознавать свет, когда он нисходит свыше. В своем сознательном наблюдении и сознательном принятии света вы войдете в глубокую медитацию и увидите очищение, преобразование и просветление своей жизни.

Как вам сделать ум тихим и спокойным? У ума есть своя сила, и сейчас эта сила больше вашего нынешнего рвения и решимости медитировать. Но если вы получаете помощь из сердца, то постепенно у вас появится способность контролировать свой ум. Сердце, в свою очередь, получает постоянное содействие души, которая — сам свет и само могущество.

***

Вы не должны думать, что станете глупцом или будете вести себя, как идиот, если в вашем уме ничего не будет. Это неверно. Если вы сможете удерживать свой ум тихим и спокойным на протяжении десяти или пятнадцати минут, внутри вас забрезжит новый мир. Это корень всего духовного прогресса. Сейчас вы способны держать ум тихим и спокойным лишь несколько секунд или минуту, но, если сохранять невозмутимость, равновесие и спокойствие в течение получаса или даже пятнадцати минут, я уверяю, внутри вашего спокойствия будет расти новый мир с огромным божественным светом и силой.

Когда в уме нет ни одной мысли, пожалуйста, не считайте себя совсем потерянным. Наоборот, почувствуйте, как в вашей чистой и устремленной природе подготавливается что-то божественное. Вы не можете рассчитывать на немедленные результаты. Фермер сеет семена, а затем ждет, ведь он никак не ожидает, что посев тут же взойдет. Для всходов требуется несколько недель или месяцев. Ваш ум может быть плодородным полем. Если вы сажаете семя безмолвия и равновесия и терпеливо возделываете его, то рано или поздно вы непременно соберете небывалый урожай просветления.

Для медитации ум не является необходимым, поскольку мышление и медитация — абсолютно разные вещи. Когда мы медитируем, мы совсем не думаем. Цель медитации — освободить себя от всех мыслей. Мысль похожа на пятно на школьной доске. Хорошее оно или плохое, но оно там. В высшую реальность можно превратиться, только когда нет ни одной мысли. Мысли могут появиться даже в глубокой медитации, но не в высшей, глубочайшей медитации. В высшей медитации будет только свет.

Занятие третье «Божественное предназначение жизни»

У каждого рожденного на Земле человека есть божественное предназначение – проявить уникальность своей души здесь, в этом мире. Каждая душа – это песня-мечта небес. Эту мечту сочинил Творец, чтобы исполнить ее здесь, на Земле.

Материальная жизнь (тело, еда, одежда, работа, развлечения и пр.) – это всего лишь оболочка для миссии души; это ресурс, а не цель.

Для осуществления миссии своей души нам нужно вывести на передний план скрытые в тонком теле божественные качества и способности. Внутри нас в спящем состоянии есть таланты, способности, врожденный потенциал. Если тонкое тело ослабленное и подвергается разрушительным воздействиям, оно не сможет служить инструментом души.

Что укрепляет наше тонкое тело? Медитация, мантры, чистое вдохновляющее общение, контакт с природой, творчество, созерцание красоты и гармонии… Что разрушает наше тонкое тело? Негативные эмоции, нарушение режима и вредные привычки (алкоголь, никотин, другие вредные вещества). Потому важно мудро выбирать источники эмоций (музыку, фильмы, разговоры) и освободиться от вредных привычек.

В программе третьего занятия:

  • Упражнения по концентрации и медитации
  • Пение мантр «Dak eseche» и «Love is to know something»

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Йога и духовная жизнь» на тему третьего занятия:

***

Чтобы узнать, в чём заключается твоя особая миссия, ты должен глубоко погрузиться внутрь. В твоём неутомимом путешествии тебя должны сопровождать надежда и храбрость. Надежда пробудит твою внутреннюю божественность. Храбрость заставит расцвести твою внутреннюю божественность.

***

Есть ли особая миссия у твоей души? Да. Твоя миссия — в сокровенных глубинах твоего сердца, и там ты должен найти её и исполнить. У тебя не может быть внешнего способа исполнения своей миссии. Олень выделяет мускус. Он ощущает его запах и приходит в восхищение, и старается отыскать его источник. Он мчится и мчится, но не может найти источника. В этом бесконечном поиске он теряет всю свою энергию и в конце концов погибает. Но источник, который он так отчаянно искал, был внутри него. Как же он мог найти его где-либо в другом месте?

Точно так же обстоит дело и с тобой. Твоя особая миссия — а она является исполнением твоей божественности — находится не вне, а внутри тебя. Ищи внутри. Медитируй внутри. Ты откроешь свою миссию.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Крылья радости» на тему третьего занятия:

***

Если вы полагаете, что должны удалиться от внешней жизни ради достижения покоя, вы совершаете серьезную ошибку. Удовлетворение никогда не появится в уходе от жизни. В деятельности мы развиваемся и достигаем. Именно в действии, созидании и проявлении, мы находим удовлетворение.

Взгляните на реку. Река постоянно течет к морю. Она несет всякий мусор — грязь, камни, листву, песок, — который подбирает, двигаясь к цели; но она никогда не прекращает течь. О своей жизни нам тоже следует думать, как о реке, текущей к морю исполнения.

***

Если вы действительно хотите любить человечество, то любите его таким, какое оно есть сейчас. Если бы человечество должно было стать совершенным до того, как вы смогли бы его принять, ему бы не понадобились ни ваша любовь, ни расположение, ни забота. Но как раз сейчас, в своем несовершенном состоянии сознания, человечество действительно нуждается в вашей любви.

***

Вы сможете любить окружающих людей, только когда почувствуете необходимость совершенствования и преобразования мира. Если вы будете существовать отдельно от мира, то ваше совершенство будет ограниченным. Неограниченное совершенство рассветет тогда, когда мы полюбим человечество в целом. Только принимая человечество как часть своей жизни и помогая ему своим собственным просветлением, мы сможем исполнить свое предназначение.

Дальнейшие занятия – сокращенное содержание:

Занятие четвертое «Карма. Прощение. Защита души»

Иногда мы не понимаем, почему с нами что-то происходит. А даже если бы понимали – знание причин не обеспечивает способности справиться. Способность справляться появляется благодаря покою, а покой мы обретаем благодаря уверенности в защите души.

Пока мы уверенны, что покоимся во вселюбящих и всепрощающих объятиях души – ни карма, ни враждебные силы не могут нас затронуть. Для этого важно постоянно обновлять свою близость к душе, концентрируясь на прощении и защите. Мантры прощения. Мантры защиты.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Йога и духовная жизнь» на тему четвертого занятия:

***

Нельзя позволять прошлому терзать нас и разрушать покой нашего сердца. Наши теперешние хорошие и божественные поступки могут легко свести на нет плохие и небожественные поступки прошлого. Если у греха есть сила заставить нас плакать, то у медитации, несомненно, есть сила давать нам радость, одаривать нас божественной Мудростью.

Занятие пятое «Радость. Счастье. Покой»

Истинное бытие души – восторг (ананда). Сила души проявляется в ее покое. Секреты достижения покоя. Что лишает нас покоя, и что возвращает нас к нему. Медитация на восторг ребенка-души.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «За пределы внутрь» на тему пятого занятия:

***

Как обрести покой, хоть каплю покоя во внешней жизни, среди суеты и спешки нашей разнообразной деятельности? Это просто — нужно выбрать внутренний голос. Это просто — нужно контролировать свои связывающие мысли. Это просто — нужно очистить свои нечистые эмоции.

Внутренний голос — наш проводник. Связывающие мысли — мрачная и непредсказуемая погода. Нечистые эмоции — внутренняя буря. Нужно всегда слушать внутренний голос. Он — наша надежная защита. Нам следует остерегаться связывающих мыслей. Эти мысли чрезвычайно живучи. Мы никогда не должны позволять им разрастись до размеров гор. Нужно бросить им вызов и подчинить их. Эти мысли не представляют абсолютно никакой ценности. Следует воздерживаться от такой роскоши как эмоциональная буря. Нечистые эмоции — это прямое разочарование, а разочарование — предвестник полного разрушения, как внутреннего, так и внешнего.

Как же нам выбрать внутренний голос? Чтобы выбрать внутренний голос, нужно медитировать рано утром. Чтобы подчинить и контролировать свои небожественные мысли, нужно медитировать в полдень. Чтобы очистить свои темные, нечистые эмоции, нужно медитировать вечером.

***

Ананда приходит не так, как физический восторг, или то, что мы называем удовольствием или наслаждением. Супраментальный Восторг совершенно отличается от мира удовольствий и наслаждений. Как только вы получаете хотя бы каплю его, вы чувствуете, что все ваше существо танцует от радости с предельной чистотой, как ребенок, а ваше внешнее существо ощущает в своей внешней жизни подлинное Бессмертие. Если вы обретете этот Восторг хотя бы на одну секунду, вы будете помнить его всю свою жизнь.

Занятие шестое «Бросая вызов невозможности»

Просмотр фильма «Бросая вызов невозможности».

Духовная жизнь позволяет проявлять через тело вселенскую мощь души. Истинная сила приходит к нам, если мы используем ее ради высшей цели – блага других.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Йога и духовная жизнь» на тему шестого занятия:

***

Майя, иллюзия, или забвение, заставляет тебя чувствовать, что ты конечен, слаб и беспомощен. Это неверно. Ты не тело. Ты не чувства. Ты не ум. Они ограничены. Ты душа, а она безгранична. Твоя душа бесконечно могущественна. Твоя душа бросает вызов времени и пространству.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Слезы и улыбки моих поднятий тяжестей» на тему шестого занятия:

***

Я ложусь спать без четверти два. Без четверти четыре я встаю и медитирую. Затем я иду в свою вторую комнату и по тридцать раз выполняю упражнения для мышц грудного пояса; затем упражнения для четырехглавых мышц и подколенных сухожилий.

В пять утра я занимаюсь ходьбой и прохожу две мили. Потом я возвращаюсь и еще полчаса выполняю упражнения на растяжку. Далее я поднимаюсь на второй этаж и занимаюсь там. Потом я спускаюсь и тринадцать раз поднимаю 155 фунтов. Затем я делаю жимы для ног и отжимания от лавки.

После этого я медитирую и играю на виолончели. Потом выполняю еще один комплекс упражнений и играю на марокканском инструменте. Потом делаю другое упражнение и играю на китайском инструменте.

Сначала я показываю возможности изящной руки, а потом возможности руки тяжелоатлета. Я то играю на музыкальных инструментах своей изящной рукой, то поднимаю инертные массивные тяжести сильной рукой.

Занятие седьмое «Превосхождение животных качеств: агрессия, страх, инертность»

С точки зрения йоги, человек – это не конечная точка эволюции, а переходная стадия от животного бытия к божественному. Милость свыше манит нас к раскрытию своей божественной природы, а отождествление с материей тянет обратно к животной жизни.

Чтобы превзойти свою животную природу, нам важно освободиться от животных качеств, которые в свое время были нам нужны и необходимы, так как в животном мире они играли защитную роль: агрессия, страх и инертность. Однако, чтобы подняться выше животного уровня, важно развивать качества более высокого порядка: чистота, уверенность, сила. Большую роль во внутреннем и внешнем очищении играет вегетарианское питание и здоровый образ жизни.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Эверест устремления» на тему седьмого занятия:

***

Удовлетворение необходимо в животной жизни, в человеческой жизни и в божественной жизни. Но удовлетворение, которое мы получаем в животной жизни, — это не истинное удовлетворение. В человеческой жизни мы также не получаем истинного удовлетворения. Только в божественной жизни мы действительно получаем истинное удовлетворение.

В животной жизни мы пытаемся получить удовлетворение от разрушения. В человеческой жизни мы пытаемся достичь удовлетворения от обладания. В божественной жизни мы пытаемся обрести удовлетворение от просветления. Удовлетворение, получаемое от разрушения, не является и не может быть истинным. Удовлетворение, получаемое от обладания, не является и не может быть истинным. Удовлетворение, получаемое от просветления, — это, несомненно, истинное удовлетворение.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Единство восточного сердца и западного ума» на тему седьмого занятия:

***

Страх — это человеческое, храбрость — божественное, любовь — всевышнее. Человеческое преходяще, божественное неизменно, всевышнее живет вечно.

Сомнение — это человеческое. Вера — божественное. Отречение — всевышнее. Жизнь сомнения не способна начать. Жизнь веры шагает по пути. Жизнь отречения достигает Цели.

Человеческое в нас говорит, что Цель далека, очень далека. Божественное в нас говорит, что Цель здесь, прямо здесь и нигде больше. Всевышнее в нас говорит, что мы сами являемся Целью.

Человеческое в нас — это полнейшая путаница внутри и вовне. Божественное в нас — чистая простота. Эта простота вмещает Бесконечное и Вечное. Всевышнее в нас — чистая просветленность. В этой просветленности искатель становится божественным любящим, а любящий становится единым со Всевышним Возлюбленным.

Человеческое в нас думает, что оно покорило все. Божественное в нас думает, что оно может покорить все, если такова Воля Бога. Всевышнее в нас стало тем, чем оно является вечно, — единством, неделимым единством.

Занятие восьмое «Максимальная скорость на пути йоги: очищение желаний»

Пока человек не пробудился для внутреннего прогресса, он находит ограниченное удовлетворение в материальных удовольствиях. Удовольствия необходимы на той стадии, когда существование человека ограниченно только его телом, а существование души является весьма смутным и неопределенным…

Живя только телом, человек чувствует себя слабым, беззащитным и легко склонным страдать. Чтобы отвлечься от страданий, живущий одним только телом человек ищет забвения в удовольствиях. Но с удовольствиями проблема в том, что, во-первых, они ограничены (потому их всегда недостаточно), а во-вторых, удовольствия расходуют нашу жизненную энергию, и потому сокращают продолжительность жизни.

Счастье, радость, покой, получаемые от медитации, продлевают жизнь, потому что они рождаются не за счет тела, а приходят естественным образом изнутри – из души. Восторг души является противоположностью материального удовольствия. Испытать восторг души можно, переключив внимание с внешнего (телесного) существования на внутреннее – свое настоящее Я. А самые сильные, привязывающие нас к телу и не позволяющие погрузиться внутрь желания, – это чувственные желания. Чем ближе мы соприкасаемся со своей душой, обладающей безусловным и безграничным счастьем, тем меньше нуждаемся в ограниченных чувственных удовольствиях.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Эверест устремления» на тему восьмого занятия:

***

Ты говоришь мне, что ты совершенен. Тогда покажи мне поток-динамизм своего витала. Я вижу, он у тебя есть. Спасибо.

Ты говоришь мне, что ты совершенен. Тогда покажи мне реку-безмятежность своего ума. Я вижу, она у тебя есть. Спасибо.

Ты говоришь мне, что ты совершенен. Тогда покажи мне море-божественность своего сердца. Я вижу, оно у тебя есть. Спасибо.

Ты говоришь мне, что ты совершенен. Тогда покажи мне каплю-чистоту своего тела. Я вижу, она у тебя есть. Спасибо.

Действительно, ты прав. Действительно, ты совершенен.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Река чистоты побеждает» на тему восьмого занятия:

***

Чистота должна быть во всем нашем существовании. Если нет чистоты — нет способности расширяться. Сама по себе чистота может решить девяносто девять процентов проблем нашего существования.

Мы чувствуем, что чистота — это нечто очень хрупкое и женское, что можно разрушить. Но чистота не является ни хрупкой, ни женской. Она — нечто основательное, динамичное и сильное. Осознавая динамичное качество чистоты, мы действительно можем создавать новую жизнь в каждый миг своего земного существования.

Во внутренней жизни устремления нет ничего более важного, чем чистота. Эта чистота должна прийти из души и жить постоянно в сердце. Затем, из сердца ей необходимо войти в ум и оставаться там постоянно. Из ума чистота входит в витал, где необходимость в чистоте очень важна. Если в витале нет чистоты, тогда ни одно божественное качество не сможет работать в нашей природе постоянно. Если кто-то хочет постоянно иметь в своем сознании покой, свет, блаженство и силу, тогда чистота абсолютно необходима.

Занятие девятое «Роль Гуру и роль ученика»

Помочь осознать свое высшее Я может только тот, кто уже достиг цели – как и научить языку может лишь знающий его. С точки зрения йоги, внешний Гуру и истинное Я ученика внутри его сердца – это одно и то же. Настоящий Гуру помогает ученику начать слышать голос собственной души.

Вдохновение изнутри и мудрое руководство снаружи – вот главная помощь и поддержка, в которой нуждается искатель на пути к самосовершенствованию.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Учитель и ученик» на тему девятого занятия:

***

Гуру — это источник достижений ученика и одновременно самый верный слуга его любви. У Гуру лишь одно сострадательное оружие — прощение. У ученика три обнаженных меча: ограниченность, слабость и невежество. Но, несмотря на это, Гуру с легкостью одерживает победу.

Достигать осознания самостоятельно, одному — это все равно, что плыть через океан на плоту. Но достигать осознания милостью Гуру — значит плыть через океан на быстроходном и надежном корабле, который безопасно переправляет через море невежества к Золотому Берегу.

О ученик, известно ли тебе, кто самый глупый на земле покупатель? Это твой Гуру, твой Гуру и никто иной. Он покупает твое невежество и дает тебе взамен знание, он покупает твое бессилие и дает тебе взамен силу. Можно ли представить себе более глупую сделку? А теперь знай, как называется глупость твоего Гуру — сострадание, и ничто иное.

Твой настоящий учитель

Тот, кто вдохновляет тебя,
И есть твой настоящий учитель.

Тот, кто любит тебя, —
Твой настоящий учитель.

Тот, кто побуждает тебя, —
Твой настоящий учитель.

Тот, кто совершенствует тебя, —
Твой настоящий учитель.

Тот, кто ценит тебя, —
Твой настоящий учитель.

Занятие десятое «Освобождение от эго»

Семь компонентов эго, их проявления и мантры для их превосхождения.

Наше маленькое земное «я», отождествление с которым не позволяет нам осознавать себя душой, проявляет себя в каждодневной жизни в виде негативных склонностей. Отучая себя от этих негативных привычек, мы все больше приближаемся в своей истинной сути. Это подобно тому, как если тучи исчезают с неба – солнце (которое всегда было там) становится видно.

Однако эго не может «исправить самое себя», как и утопающий не может сам себя вытащить из воды. Изменить человеческую природу может милость, приходящая изнутри, и ее выводит на передний план молитва в форме искреннего внутреннего зова о просветлении и преобразовании.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Крылья радости» на тему десятого занятия:

***

Эго, то есть малое «я», чрезвычайно ограниченно. Оно постоянно ищет что-то, отличное от себя. Сама природа эго — быть неудовлетворенным и недовольным. Оно никогда не удовлетворено тем, что у него есть и чем оно является, так как считает, что истина всегда находится где-то в другом месте.

Большое «Я», Сущее, ничего не ищет, поскольку заключает все в себе самом. Мы не можем дать определения вселенскому «Я», пользуясь нашими умственными представлениями. Мы можем только осознать его силой своего устремления.

Малое «я» всегда будет заставлять нас чувствовать, что мы как личности исключительно важны. Но если мы будем заботиться лишь о самосовершенствовании, игнорируя весь остальной мир, мы совсем пропадем. Наше большое «Я» говорит нам, что мы принадлежим Бесконечному, Вечному и Бессмертному. В силу своего отождествления с Абсолютом мы заботимся о полном совершенстве всего творения…

***

Есть два способа просветлить гнев. Один способ — это расширить сердце. Если с вами обошлись несправедливо, примените силу отождествления. Представьте, что это вы сами или же расширенная часть вашего сознания поступила неподобающим образом. Чем скорее вы избавитесь от идеи, что это кто-то другой обидел вас, тем лучше вам будет жить.

Второй способ — это думать о совершенствовании себя. Как только вы перестанете думать о совершенствовании других и займетесь собственным устремлением, вы освободитесь от гнева. Вместо того, чтобы высматривать по сторонам, кто вам мешает или кто стоит у вас на пути, просто уделите все внимание собственному самораскрытию. Когда вы откроете свое истинное «я», вы увидите, что на земле нет несовершенных людей. Все совершенны в вас.

Выдержки из книги Шри Чинмоя «Единство восточного сердца и западного ума» на тему десятого занятия:

***

Когда наступает вечер, светлячки предлагают свой свет. Они считают, что это они освещают все небо. Но несколько часов спустя появляются звезды. Свет светлячков тотчас становится незначительным, и их гордость оказывается разбитой. Через некоторое время появляется луна. Когда восходит луна, звезды меркнут.

Наконец, рассветает день, и сияющее солнце освещает весь мир. Светлячки, звезды и луна — все понимают, что именно солнце освещает весь мир, что именно у солнца есть безграничный свет. В духовной жизни мы в конечном счете понимаем, что существует внутреннее солнце. Это внутреннее солнце бесконечно ярче внешнего солнца. Когда силой устремления мы выводим на передний план это внутреннее солнце, мы устанавливаем свое неделимое единство со всем миром.